По просьбам читателей: выбор профессии, что такое,в психологии

Опубликовано: 25.12.2016
профессиональное самоопределение личности: выбор профессии, что такое,в психологии

При сознательном избрании сферы деятельности, отвечающей способностям, потребностям и социоэкономической ситуации, происходит профессиональное самоопределение личности. Этот процесс протекает через этапы жизни: ролевые игры дошкольного возраста, учебу в общеобразовательной школе, университете; прохождение повышения квалификации, смену мест работы и т. п. А также этот процесс соотносится со взрослением индивида, изменением его потребностей в реализации.

Определение в профессии должно быть мотивированным. Специалисты вычленяют 5 ценностно-смысловых основ:

Изучение особенностей человека и соотношение их со значимыми критериями профессий поможет разглядеть его истинное предназначение. Осознание личностью своих слабых сторон дает стимул к тренировке и дальнейшему развитию.

Ключевым периодом для самоопределения по праву можно назвать старший школьный возраст, который закладывает фундамент для всего будущего развития личности.

Комментарий

Многие на этом этапе ощущают прилив тревожности, т. к. происходят масштабные изменения в стиле жизни и отношении со стороны социума. Способность личности к адаптации наиболее очевидна на этом этапе. Критическое большинство пожилых людей переживает социальную дезориентацию. Наиболее предприимчивые пенсионеры находят себя в общественной деятельности и продолжают трудиться на пользу людям.

При переходе в пенсионную категорию люди покидают профессию. Но физические и интеллектуальные ресурсы личности еще не реализованы полностью. Перед человеком встает важная задача: найти себе применение в социуме во вновь сложившихся обстоятельствах.

Психология профессионального самоопределения под удачным развитием подразумевает движение по пути координации индивидуальных качеств личности с востребованным общественным заказом.

На сегодняшний день выбор молодежи во многом диктуется социальными стереотипами, бытующими в обществе. Понятия «работа» и «профессия» молодые люди часто воспринимают как взаимозаменяемые. Главным критерием на пути развития личности оказывается доходность, а не призвание.

В Советской России темы труда, трудовой подготовки и профориентационной работы всегда были на повестке дня. В 1-е годы советской власти, в период НЭПа и позже свобода выбора поощрялась. Во времена правления Сталина все этапы развития личности строго контролировались и направлялись, согласно действующему регламенту. В период с 50–80-е гг. в профориентации происходили изменения, писались научные работы и внедрялись новые методики.

К началу 90-х назрела потребность в изменениях, которая воплотилась в создании 60 централизованных пунктов профориентации молодежи в регионах. Госкомтруд начал активную подготовку профконсультантов. За недостатком дальнейшего финансирования движения в этой сфере прекратились. В современной России актуально тестирование. На консультациях школьного психолога проблема выбора профессии поднимается по инициативе учащегося.

Помощь личности в выборе профессии основывается на следующих пунктах:

Самоопределение личности в профессиональном мире представляет собою долгий и трудоемкий процесс. Человек постепенно адаптируется в социуме, закладывая тем самым фундамент профпригодности.

Получение высшего образования ассоциируется не с этапом взросления и развития, а с продвижением к цели получения высокооплачиваемой должности. Осложняет дело и самостоятельное решение вопроса трудоустройства (без участия учебного заведения) по завершении периода обучения.

А также в царское время печатались издания, содержащие перечень учебных заведений и подробную информацию о них.

Необходимо проявлять внешнюю активность, обращаясь ко всем возможным источникам: Интернету, книгам, профконсультантам. Чем большей информацией владеет человек о разнообразии мира профессий, тем яснее его представление о выборе.

Важным залогом успеха является умение ценить такой ресурс, как время. Человеку дан ограниченный промежуток времени на самоопределение, поэтому им нужно грамотно воспользоваться, не размениваясь.

В помощь выбирающему профессию созданы многочисленные тесты, основанные на работах Дж. Голланда и Е.А. Климова. Посредством их можно понять, какая сфера подойдет человеку.

В дореволюционной России издавался журнал «Кающийся энциклопедист». В выпуске за 1900 г. есть раздел, в котором идет речь о выборе профессии и выделяются 4 критерия:

Описанные выше 5 основ предопределяют качественную профориентационную работу, главная задача которой заключается в нацеливании выпускника школы на принятие решения в вопросе профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение личности — акт осознанного выбора человеком своей роли в общественно полезной деятельности, который обусловлен существованием некоторых внешних условий:

Заранее проигрышными оказываются ситуации, когда истинные устремления личности подменяются прогибом под конъюнктуру: возможностью учиться на бюджете; обучаться вместе с большинством одноклассников; не уезжать далеко, а поступить «хоть куда-нибудь на месте».

Обширный возрастной период до отметки в 60 лет наиболее продуктивен в профессиональном отношении. Реализация природного и наработанного потенциала личности характерно для этого отрезка времени. Человек реализует жизненные цели, оправдывая смысл существования. Постепенно формируется индивидуальный, характеризующий этого человека, образ жизни и деятельности.

Любая профессия предполагает комплект значимых черт. Если человек обладает выраженными признаками экстраверта, ему подойдет деятельность, подразумевающая постоянные контакты. Такая личность изначально не расположена к выполнению механической работы.

Множество молодых людей к возрастной отметке в 23 г. уже завершают обучение в высшем учебном заведении или получают практические навыки на предприятиях. К этому времени романтика юности уже уступает место реальности, и человек трезво смотрит на свой выбор. Одни испытывают удовлетворение от сферы деятельности, а другие спешат сменить профессию.

В психологии описаны следующие ступени профессионального самоопределения учащихся:

Выше подробно были рассмотрены этапы теоретического выбора профессии, сейчас же речь пойдет о практических сложностях, с которыми сталкивается человек в процессе самоопределения.

Многочисленный опыт исследований в сфере самоопределения личности может оказать пользу в выборе профессии. Применив советы и подсказки, молодой человек способен избежать грубых ошибок на своем пути и достичь полноценного успеха.

Опыт подачи документов одновременно в несколько высших учебных заведений также часто ведет к совершению ошибки. Размениваясь, легко в результате выучиться на нелюбимую специальность и стать неудовлетворенным жизнью.

Чтобы не совершить ошибку в выборе, необходимо быть внимательным к следующим нюансам:

К 30-нему, а потом и к 40-летнему рубежу проблема профессионального самоопределения может проявиться вновь, стимулируя к активным изменениям в сфере деятельности.

В обществе бытует стереотип, подменяющий истинный образ специалиста свойственным профессии ореолом. Цепляясь за внешние показатели, молодой человек может совершить неверный выбор. Необходимо выбирать деятельность. Образ жизни является лишь производной от деятельности.

Старшеклассник нашего времени обязан иметь понятие о спросе и предложении на рынке труда, представлять профессиональные перспективы, адекватно презентовать себя на собеседовании, компоновать резюме. Основное, что ему необходимо понимать: в какой степени выбор профессии соотносится с его жизненными ориентирами.

Достигшие возраста 28 лет личности проявляют социальную активность в выбранной профессии. Определенное место работы и некоторый опыт располагают к профессиональному росту. Отдельная категория людей ощущает психологический конфликт из-за не получивших реализации планов.Отсутствие перспективы в карьере и обнадеживающих результатов рождает желание изменить имеющуюся ситуацию. Душевное смятение характерно этому периоду. Переосмысление профессионального выбора может привести к дальнейшему росту в существующей профессии, смене сферы деятельности, выбору другой специальности.

Психологи считают, что выбрать сферу для построения карьеры нереально, исключив личностный фактор. Этот фактор представляется триадой принципов:

Источник: http://washbyt.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться